Советы родителям
Игры-упражнения для коррекции нарушений чтения и письма
Рекомендации учителя-логопеда для родителей младших школьников
Речевая готовность ребёнка к школе
Родителям на заметку
С началом обучения в школе у некоторых детей выявляются дисграфия и дислексия.
Дисграфия - это стойкое нарушение письма. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии – в усвоении грамматики родного языка.
Какие ошибки должны насторожить родителей
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и – у : мопок – моток, людит – любит, миха – муха.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, щашка - чашка, вопата - лопата.
- Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло - дупло, лёбит - любит, точка — дочка.
- Пропуск букв, слогов, недописывание слов.
- Ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым(под неблм голубым).
- Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: Всаду вы росли чудесные розы .( В саду выросли чудесные розы).
- Нарушение согласования прилагательных с существительными, существительных с числительными и так далее. Например, "у меня нет красных платья", "шесть белый грибов".
- Иногда дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут на письме правильно обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале предложения
Все эти ошибки являются признаком дисграфии у школьников.
Дисграфии очень часто сопутствует дислексия.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки:
- вставка в слова добавочных звуков,
- пропуск отдельных букв и слогов,
- замена слов одного другим,
- перестановка букв, слогов,
- повторение слов,
- добавление слов,
- пропуск слов.
Несколько советов родителям:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех!
- Что такое дислексия. (Ссылка)