Страница обновлена 29.03.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя школа Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 29.03.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя школа Тутаевского муниципального района

 

Павлов Андрей Александрович – учитель историии, географии, обществознания, руководитель школьного театра "Первая роль"

Конкурсное задание - творческая работа «МОИ ТОЧКИ РОСТА»

Визитная карточка. Павлов А.А. https://disk.yandex.ru/i/51d7i0Zlh392Aw

 

«Я знаю только одно: человек есть объективный носитель разума, всё, что мешает человеку развивать разум, — зло, и зло это надлежит устранять в кратчайшие сроки и любым путём.»

Стругацкие. «Трудно быть богом».

Школа… В этом слове невыразимо много смысла. Школа – единый, живой организм. Настоящая система, каждый винтик которой важен. Все составные части постоянно работают, развиваются, взаимодействуют. И не только на уровне учителей, но и на уровне учеников. Именно с такого взаимодействия начался мой путь в педагогике. Кажется, что это было совсем давно, почти как во сне. Десятый класс, суббота, перемена перед любимым уроком – уроком истории. Совсем ещё подросток рассказывает одноклассникам содержание параграфа. По-моему, тогда мы говорили о предпосылках Первой Мировой… И я с упоением рассказывал про убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, про пулю, убившую миллионы… И вдруг кто-то из одноклассников сказал: «Андрей, да тебе учителем надо идти работать!» В этот момент случилось озарение. Точно! Учителем! Это я смогу. Это то, что мне нравится, то, что меня интересует. Так и начался тернистый путь к этой профессии.

Подготовка была непростой. Конспекты, штудирование энциклопедий, пробные экзамены, контрольные, дополнительные занятия, консультации… Всё как в тумане, будто бы с этим справился кто-то другой, далёкий от меня, совсем юный и наивный мальчик. И вот долгожданные результаты экзаменов. Высокие баллы и волнительное ожидание списка поступивших. Надо ли говорить, насколько радостно чувствует себя абитуриент, когда видит в этом заветном списке свою фамилию?

Началась учёба в университете. Каждая пара, каждый новый предмет как неиссякаемый источник знаний. Было сложно, но страшно не было. Была чёткая уверенность в том, что можно скулить, но надо делать. Наконец – первая пара по педагогике. Я был поражён. Меня учат учить детей. Я взахлёб читал каждого автора-педагога, о которых нам рассказывал преподаватель. От Сократа до Шацкого, от Аристотеля до Сухомлинского, от Мора до Макаренко… Семестр закончился самой первой, демонстрационной педагогической практикой. Нас, подгруппу из четырёх студентов, назначили помощниками классного руководителя. И вчетвером мы провели свой первый классный час.

Было ощущение настоящего полёта. Нет, прыжка со сцены в толпу зрителей, затяжного и волнительного…

Время шло, дисциплины покорялись одна за другой, и наступило время полноценной учительской практики. Работа с наставником, первые неуверенные уроки, волнение. Но с каждым шагом, каждым часом я осознавал, что это моё призвание. Моя профессия. Вскоре случилось то, к чему я шёл все эти годы. Диплом защищён, ГОСы сданы. Пора приступать к делу всей моей жизни.

Мало дать человеку удочку, нужно научить его ловить рыбу.
Что я должен дать детям? Как не просто научить, но и воспитать, развить, помочь и понять? Что нужно нести им? Ответ оказался очень прост: детям нужна честность. Как Данко, нужно достать из груди пылающее сердце, всего-то…

Любой юноша мечтает изменить мир, я не был исключением. Начинать нужно всегда с малого. С себя. Нет противника тяжелее и опаснее. Но именно сумев помочь себе обрести себя, можно помочь другим.
Учитель – не просто профессия. Это призвание. Настоящая судьба. Огромная сила в руках, которая требует огромной ответственности. Особенно это актуально в наше время. Век технологий. Как стать интереснее телефона?

Черчилль писал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». С этим невозможно спорить, ведь именно школьные учителя закладывают фундамент будущего общества страны. Направляя, обучая, понимая ребёнка, учитель строит будущее общество. Поэтому учитель просто не имеет права быть грубым, злым, неприветливым. Каждая неудачно пророненная колкая фраза может напрочь убить интерес к учёбе, разрушить любой порыв ребёнка. Учитель должен быть выше всего этого. Обладать умением контролировать свои эмоций. Пониманием понимания. Только тогда учитель действительно может называться учителем. Всегда понимать. Всегда направлять. Всегда быть готовым к сотрудничеству. Всегда любить безусловно, беспричинно.

Действительно, современный учитель должен обладать точкой зрения Бога. Понимать и прощать своих подопечных, как бы тяжело и больно порой ни было. Незнание, невежество, лень, глупость – истинное зло. Только лишь встав на борьбу с этим злом, можно надеяться на приближение хорошего, доброго, светлого будущего…  

Моей основной точкой роста стала работа в МОУ Константиновской СШ, в которую я пришёл, будучи студентом-пятикурсником. Ощущения были такие, будто после пяти лет тяжёлых скитаний я вернулся домой. И вот уже год, как я работаю в родных стенах. Что дал мне этот год? Многое. Я научился справляться с производственными проблемами и сложностями, контролировать свои эмоции, смотреть на картину в целом, под разными углами и понимать, что мир не делится на чёрное и белое. Всё гораздо сложнее. Чему я удивился?  Уроки. Для меня это оказалось действительно чем-то невероятным. Чем больше я понимал, как должен выглядеть мой урок, тем больше становилось ясно, что многому в этой профессии невозможно научить в университете. Я столкнулся с абсолютно новым для себя явлением – инклюзивным обучением. Поначалу было трудно найти подход к детям с особыми потребностями. Со временем у меня получилось и это. Чувство юмора и человеческое, доброе отношение помогает мне на протяжении всей моей педагогической деятельности. Оказалось, к разным детям всегда требуется абсолютно разный подход. Учитель – очень творческая профессия. Я экспериментировал, подбирал разные формы работы. И вот с сентября этого года сбылась ещё одна моя маленькая мечта – я получил классное руководство. Какое-то время мы с детьми и родителями притирались друг к другу. Помню сильное волнение перед первым родительским собранием… У меня получилось справиться и с этим.

Ещё один вид деятельности, который безумно увлёк меня на моей работе – проектная деятельность. На сегодняшний день я являюсь экспертом в муниципальной проектной школе. Но в начале всё было совсем не так просто. Приходилось учиться буквально на ходу. Я бы сказал, что это далось мне легко, и на это есть причина – удивительный педагогический коллектив, который продолжил меня учить даже после того, как я сам стал учителем. Главный принцип этого коллектива – ошибки дают нам новый опыт. Невозможно всё делать идеально, и лучший выход из трудной ситуации – спокойно попросить о помощи. Никто и никогда ни в чём не отказывал, мои проблемы помогали решать, как свои собственные. А с таким сильным тылом просто невозможно не расти личностно в такой профессии.

И конечно, не могу не упомянуть, что школа подарила мне возможность заниматься ещё одним любимым делом – Театром. Сразу после того, как я получил должность, меня назначили руководителем школьного театрального коллектива. Все те 13 лет, которые я посвятил своему увлечению, стали ещё одной важной частью моей профессии.

Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» писал, что основная задача человечества – стать мостом между «Человеком» и «Сверхчеловеком». Я считаю, что учитель и есть тот самый мост. И с каждым разом, помогая ученику, обучая и развивая его, мы делаем этот мир лучше.

Задача это крайне непростая, но, вновь ссылаясь на Стругацких, хочется напомнить, что очень «трудно быть богом»…