Страница обновлена 16.01.2020

Советы учителю

 

Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях

Совет учителю: дисграфия (нарушение письма)

Какие ошибки могут считаться логопатическими (дисграфическими)

1.     Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:      - пропуски букв и слогов – "трва" (трава), "кродил" (крокодил), "пинёс" (принес);
- перестановки букв и слогов – "онко" (окно), "звял" (взял), "пеперисал" (переписал), "натуспила" (наступила);
- недописывание букв и слогов – "красны" (красный), "лопат" (лопата), "набухл" (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами – "тарава" (трава), "катораые" (которые), "бабабушка" (бабушка), "клюкиква"(клюква); 
- искажение слова – "наотух" (на охоту), "хабаб" (храбрый), "чуки" (щеки), "спеки" (с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление – "нас тупила"(наступила), "виситнастне" (висит на стене),"у стала"(устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – "Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером";
- замена одной буквы на другую – "зуки"(жуки), "панка" (банка),"тёльпан" (тюльпан),"шапаги" (сапоги);
нарушение смягчения согласных – "васелки" (васильки), "смали" (смяли), "кон" (конь).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизм – "Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять жёлтеньки спилёначки" (пять жёлтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – "вкармане", "при летели", "в зела"(взяла),"подороге".

Если в письменных работах  ребенка встречаются подобные ошибки, ему необходима помощь логопеда.

Существует еще и ложная дисграфия, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.

Признаками незрелого письма могут быть:

  • отсутствие обозначения границ предложений;
  • слитное написание слов;
  • нетвердое знание (забывание) букв;
  • зеркальное написание букв;
  • трудности усвоения обозначения мягкости согласных на письме ("йолка", "мое брат поемал заеку", "Вана взал конки").

Эти ошибки не являются дисграфией в том случае, если они единичны и нестойки. Однако при наличии таких ошибок рекомендуется проводить логопедические занятия.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Что такое дислексия?

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки: 1) вставка в слова добавочных звуков, 2) пропуск отдельных букв и слогов, 3) замена слов одного другим, 4) перестановка букв, слогов, 5) повторение слов, 6) добавление слов, 7) пропуск слов.

Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности. Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям. Дислексия нередко сопровождается диcграфией и дизорфографией.

Что важно знать о ребенке с дислексией:

  • Считается, что во всей своей полноте трудности чтения проявляются в 3-4-х классах, когда возрастает объем чтения по всем предметам.
  • Такой ребенок обычно имеет трудности в пространственной ориентировке, что вызывает затруднения на уроках чтения, письма, ручного труда, географии, геометрии, рисования и черчения. При изучении иностранного языка также возникают сложности: ребенок начинает путать одинаковые по написанию буквы двух алфавитов – иностранного и родного. Следствием нарушения чтения являются трудности решения текстовых задач по математике, в геометрии – трудности запоминания и различения конфигураций. Это не дефекты мышления, а пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны быть базой для мышления.
  • Неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация "хронического неуспеха" – все это может привести к так называемой школьной дезадаптации. У ребенка нарастает утомление, может появиться протест на любые трудные ситуации, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще посещать школу.
  • Для ребенка важно понимание и тактичное отношение со стороны учителей и родителей. Ведь ошибки происходят не потому, что он глупый или ленивый, а из-за несформированности "почвы" для овладения такими сложными навыками, как чтение и письмо.
  • Неуместны дисциплинарные меры и авторитарный стиль общения. Исправлению дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьет раз и навсегда.
  • Нельзя пытаться ускорить темпы овладения чтением. Если повышать учебные нагрузки, то этого будет недостаточно для того, чтобы ребенок начал лучше и быстрее читать. Чтобы повысить качество чтения, придется терпеливо провести специальную коррекционную работу.
  • В случае возникновения школьных трудностей необходимо проведение диагностики и коррекционной логопедической работы. Если у ребенка уже нарушен весь процесс обучения, появился протест или асоциальное поведение, то ему и его семье рекомендуем обратиться к психологу или психотерапевту.

 (По материалам книги Ефименковой Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов" М., 1991.)