Страница обновлена 06.05.2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя школа Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 06.05.2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя школа Тутаевского муниципального района

Советы учителю

 

Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях

Совет учителю: дисграфия (нарушение письма)

Какие ошибки могут считаться логопатическими (дисграфическими)

1.     Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:      - пропуски букв и слогов – "трва" (трава), "кродил" (крокодил), "пинёс" (принес);
- перестановки букв и слогов – "онко" (окно), "звял" (взял), "пеперисал" (переписал), "натуспила" (наступила);
- недописывание букв и слогов – "красны" (красный), "лопат" (лопата), "набухл" (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами – "тарава" (трава), "катораые" (которые), "бабабушка" (бабушка), "клюкиква"(клюква); 
- искажение слова – "наотух" (на охоту), "хабаб" (храбрый), "чуки" (щеки), "спеки" (с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление – "нас тупила"(наступила), "виситнастне" (висит на стене),"у стала"(устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – "Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером";
- замена одной буквы на другую – "зуки"(жуки), "панка" (банка),"тёльпан" (тюльпан),"шапаги" (сапоги);
нарушение смягчения согласных – "васелки" (васильки), "смали" (смяли), "кон" (конь).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизм – "Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять жёлтеньки спилёначки" (пять жёлтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – "вкармане", "при летели", "в зела"(взяла),"подороге".

Если в письменных работах  ребенка встречаются подобные ошибки, ему необходима помощь логопеда.

Существует еще и ложная дисграфия, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.

Признаками незрелого письма могут быть:

  • отсутствие обозначения границ предложений;
  • слитное написание слов;
  • нетвердое знание (забывание) букв;
  • зеркальное написание букв;
  • трудности усвоения обозначения мягкости согласных на письме ("йолка", "мое брат поемал заеку", "Вана взал конки").

Эти ошибки не являются дисграфией в том случае, если они единичны и нестойки. Однако при наличии таких ошибок рекомендуется проводить логопедические занятия.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Что такое дислексия?

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки: 1) вставка в слова добавочных звуков, 2) пропуск отдельных букв и слогов, 3) замена слов одного другим, 4) перестановка букв, слогов, 5) повторение слов, 6) добавление слов, 7) пропуск слов.

Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности. Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям. Дислексия нередко сопровождается диcграфией и дизорфографией.

Что важно знать о ребенке с дислексией:

  • Считается, что во всей своей полноте трудности чтения проявляются в 3-4-х классах, когда возрастает объем чтения по всем предметам.
  • Такой ребенок обычно имеет трудности в пространственной ориентировке, что вызывает затруднения на уроках чтения, письма, ручного труда, географии, геометрии, рисования и черчения. При изучении иностранного языка также возникают сложности: ребенок начинает путать одинаковые по написанию буквы двух алфавитов – иностранного и родного. Следствием нарушения чтения являются трудности решения текстовых задач по математике, в геометрии – трудности запоминания и различения конфигураций. Это не дефекты мышления, а пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны быть базой для мышления.
  • Неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация "хронического неуспеха" – все это может привести к так называемой школьной дезадаптации. У ребенка нарастает утомление, может появиться протест на любые трудные ситуации, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще посещать школу.
  • Для ребенка важно понимание и тактичное отношение со стороны учителей и родителей. Ведь ошибки происходят не потому, что он глупый или ленивый, а из-за несформированности "почвы" для овладения такими сложными навыками, как чтение и письмо.
  • Неуместны дисциплинарные меры и авторитарный стиль общения. Исправлению дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьет раз и навсегда.
  • Нельзя пытаться ускорить темпы овладения чтением. Если повышать учебные нагрузки, то этого будет недостаточно для того, чтобы ребенок начал лучше и быстрее читать. Чтобы повысить качество чтения, придется терпеливо провести специальную коррекционную работу.
  • В случае возникновения школьных трудностей необходимо проведение диагностики и коррекционной логопедической работы. Если у ребенка уже нарушен весь процесс обучения, появился протест или асоциальное поведение, то ему и его семье рекомендуем обратиться к психологу или психотерапевту.

 (По материалам книги Ефименковой Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов" М., 1991.)